Что такое непродовольственные товары?
Содержание
- 1 Виды непродовольственных товаров
- 2 Классификатор видов промтоваров
- 3 Основные принципы торговли непродовольственными товарами
- 4 Промтовары — это качество и безопасность
- 5 Правила обмена и возврата товаров промышленного производства
- 6 Сроки обмена и возврата товара
- 7 Обмен товара на аналогичный
- 8 Правила поведения продавца и потребителя
- 9 Особенные ситуации и пути их решения
Промтовары – это широчайший ассортимент изделий, удовлетворяющих самые различные потребности: от необходимости помыть руки с мылом до использования легковых автомобилей в качестве удобного средства передвижения. Это продукция заводов по переработке нефти и цехов по работе с деревом. Непродовольственные товары представлены ассортиментом слишком широким, чтобы его можно было полностью описать двумя словами. Рассмотрим классификацию, правила торговли и обмена такой продукции.
Виды непродовольственных товаров
Поговорим подробнее о таких изделиях. Что же такое непродовольственные товары? Это совокупность товарных групп, объединяемых по определённому признаку, а именно:
- по назначению;
- по направлению удовлетворяемых потребностей;
- на основе сходства материала-основы;
- исходя из особенностей выполняемых функций.
Разработано несколько видов классификации непродовольственных товаров. Они группируются в зависимости от отраслевой принадлежности:
- товары лёгкой промышленности, к примеру ткани, кожаные изделия, обувь;
- товары культурно-бытового и хозяйственного предназначения – мебель, посуда, бытовая техника, автомобили, мототехника, спортивный инвентарь.
Классификатор видов промтоваров
Главным официальным документом, который содержит образец, или же утверждённый на уровне государства перечень непродовольственных товаров, является свод российских классификаторов. На сегодняшний день за основу классификации принято брать отраслевой признак.
Академическая, учебная классификация основана на том же принципе, что и общегосударственная, но имеет ряд особенностей, которые позволяют излагать материал в более доступной форме, а также вводить описания товаров, изготовленных из новейших материалов при помощи альтернативных источников электроэнергии.
Непродовольственные товары для удобства разделяют на несколько сложных комплексов:
- хозяйственные товары – посуда, стройматериалы, пластиковые изделия, бытовая мебель, моющие средства и другие подобные товары;
- нефть и продукты нефтепереработки;
- одежно-обувные товары;
- парфюмерно-косметические товары;
- электротовары;
- культурно-бытовые изделия;
- ювелирные украшения;
- галантерея;
- изделия народных промыслов.
Этот список не является постоянным – виды непродовольственных товаров меняются в зависимости от устаревания одних и появления других – более современных.
Основные принципы торговли непродовольственными товарами
Правила продажи непродовольственных товаров регламентируются соответствующим Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 №55 с изменениями и дополнениями. В данной статье вкратце будет рассмотрен механизм оценки качества товара, и, соответственно, обмена и возврата продавцам предметов, не соответствующих установленным нормам качества.
Промтовары — это качество и безопасность
Оценку качества, или же, другими словами, экспертизу товара, в конфликтных или рискованных ситуациях следует проводить с помощью таких общепринятых методов:
- органолептического – визуального осмотра на наличие различных видов дефектов;
- оценки физико-химических показателей при помощи инструментальных, регистрационных (по числу отказов от товара) и расчётных средств, как, например, при измерении уровня шума электроприбора в химических, физико-химических и других лабораториях;
- соответствия санитарно-химическим нормам и показателям уровня гигиены;
- измерения микробиологических показателей и уровня токсичности.
Эстетические свойства товара определить с помощью объективных методов не представляется возможным – здесь используются так называемые эвристические методы экспертной или социологической оценки. Для такого вида работ привлекаются специалисты – эксперты, имеющие определённую специализацию.
Упаковка товаров должна производиться в соответствии с требованиями современных ГОСТов.
Правила обмена и возврата товаров промышленного производства
Возврат непродовольственных товаров возможен как в случае несоответствия показателей качества, так и тогда, когда он просто не подошёл покупателю. Процедура регулируется Законом о защите прав потребителей (далее — Законом), в частности статьёй 18. При этом покупатель может заказать бесплатную экспертизу как основание последующего возврата денежных средств. Чаще всего проверку осуществляет на месте сам продавец.
Что касается проверки сложных видов техники, к примеру телевизоров и планшетных компьютеров, то такая экспертиза может продолжаться большой период, превышающий гарантийный срок для данного товара – чаще всего это двухнедельный промежуток. В таком случае следует заказывать независимую экспертизу.
Сроки обмена и возврата товара
Согласно Закону, возврат денег должен быть произведен не позднее десяти дней с того момента, когда покупатель подал соответствующее заявление. По прошествии же данного срока продавец вынужден оплачивать ежедневно неустойку в размере 1% от стоимости товара. Независимая экспертиза является единственным способом возврата денег покупателю в том случае, когда продавец не признаёт брак и адресует претензии покупателю.
В случае признания независимым экспертом брака, продавец утрачивает юридическое право отказывать в возврате стоимости некачественной покупки. Важным моментом, с которым всегда связана продажа товаров, является то, что в любых ситуациях затраты на проведение оценки качества несёт продавец, соответственно, отказ от оплаты становится предметом судебного разбирательства. Чаще всего продавец соглашается с требованиями покупателя и оформляет непродовольственные товары как возвращённые.
Обмен товара на аналогичный
Статья 25 Закона говорит о том, что потребитель может предъявить свои права на обмен непродовольственного товара на другой экземпляр с соответствующими характеристиками. Основанием для таких действий покупателя может быть несоответствие:
- формы;
- фасона;
- габаритов;
- расцветки;
- комплектации;
- размера приобретённого изделия.
Обмен производится в течение четырнадцати дней без учёта дня, когда имела место продажа товаров, и возможен только при условии соблюдения покупателем чётких условий:
- товар не должен утратить изначальный вид, а также пломбы и ярлыки;
- товарный чек по факту покупки у заявителя на руках, при этом отсутствие последнего не может быть поводом для окончательного отказа – возможно наличие свидетельских показаний;
- товар для обмена не включён в специальный перечень товаров, не подлежащих обмену, утвержденный Правительством РФ.
Правила торговли непродовольственными товарами предусматривают также необходимость написания соответствующего заявления покупателем продавцу в двух экземплярах, один из которых продавец визирует. Важно, что в случае очередного отказа продавца, альтернативным способом подачи заявления может послужить заказное письмо с уведомлением о его вручении, отправленное по почте на адрес магазина, который всегда указан на уличной вывеске.
Если непродовольственные товары, аналогичные тем, которые предоставлены на обмен, отсутствуют в магазине на момент выставления требований, при этом продавец ведёт себя доброжелательно и не отказывается от выполнения законных требований противоположной стороны конфликта, в этом случае потребитель имеет все права на отказ от исполнения договора купли-продажи с последующим возвратом потраченных денег. Требование о возврате денег составляется в письменной форме. С этого момента у продавца есть три дня на удовлетворение претензий покупателя. Однако покупатель вполне может дождаться поступления подходящего товара в продажу.
Правила поведения продавца и потребителя
Во время любого спора по поводу качества товара ни одна из сторон не должна проявлять немотивированную агрессию и нежелание следовать нормам закона. Различные варианты неадекватного сложившейся ситуации поведения переходят в сферу юрисдикции правоохранительных органов и подразумевают оперативное вмешательство полиции, поэтому всем сторонам конфликта стоит следовать нормам поведения в общественных местах. В спокойной обстановке споры решаются легче.
Особенные ситуации и пути их решения
Что же происходит, если дефекты выявлены уже после того, как истёк срок гарантии на непродовольственные товары, но не прошло двух лет с момента покупки? Выход пока ещё возможен: юристы поддерживают ту точку зрения, при которой выбор покупателя останавливается только на одном виде требований, а именно – обмене товара или возврате денег. Согласно общепринятым этическим правилам торговли любыми товарами, покупатель прав всегда, но лучше, чтобы эта правота подтверждалась соответствующими документами, главный из которых – товарный чек.